Математика ЕГЭ
Русский язык ЕГЭ
Математика 5-7
Математика ОГЭ
Информатика
Физика
Обществознание
Кликните, чтобы открыть меню

ФИПИ ДЕМО

1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения

Тренировочные варианты «Школково». Вариант 2018 года

Задание 1

(1)Метафизическое мировоззрение как система взглядов человека на окружающий мир формировалось с древних времён. (2)В его основе лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы. (3)Представление людей об изначальной целесообразности живой природы основано на убеждённости в том, что каждый вид организмов создан с определённой целью: для обитания в определённых условиях, <...> для выполнения определённых функций.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Метафизическое мировоззрение — это убеждённость в изначальной целесообразности живой природы, движущей силой которой является изменчивость организмов.

2) Древнее мировоззрение базировалось на убеждении, что живая природа характеризуется постоянством и человек не вправе это постоянство нарушать.

3) В основе метафизического мировоззрения, формировавшегося с древних времён, лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы, в соответствии с этой мыслью каждый вид организмов создан для выполнения определённых функций в определённых условиях.

4) Изначальная целесообразность — это представление о том, что каждый вид организмов создан с определённой целью, для выполнения определённых функций на основе постепенного приспособления к среде обитания.

5) С древних времён формировалось метафизическое мировоззрение, в основе которого лежит представление о том, что живая природа отличается постоянством и изначальной целесообразностью: каждый вид организмов создан с определённой целью.

 

Выполняя это задание, важно понять, почему некоторые утверждения не подходят в качестве ответа.

Утверждения 1 и 2 содержат информацию, которой в тексте нет. Поэтому они не могут являться верными.

Утверждение 4 отражает одну из мыслей, рассматриваемых в тексте. Но эта мысль не является главной. Она лишь помогает раскрыть главную мысль.

Утверждения 3 и 5 пересказывают весь текст, выбирая из него самое главное. Более того, они идентичны друг другу и, выбирая один из этих ответов, мы обязаны выбрать также и второй, т.к. у них нет отличий.

 

Ответ: 35

Задание 2

(1)Метафизическое мировоззрение как система взглядов человека на окружающий мир формировалось с древних времён. (2)В его основе лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы. (3)Представление людей об изначальной целесообразности живой природы основано на убеждённости в том, что каждый вид организмов создан с определённой целью: для обитания в определённых условиях, <...> для выполнения определённых функций.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

напротив,

а также

дабы

хотя

потому что

 

Выполняя это задание, необходимо понять, какова связь между отрывками текста до и после пропуска. В данном случае это, безусловно, перечисление.

 

Ответ: АТАКЖЕ

Задание 3

(1)Метафизическое мировоззрение как система взглядов человека на окружающий мир формировалось с древних времён. (2)В его основе лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы. (3)Представление людей об изначальной целесообразности живой природы основано на убеждённости в том, что каждый вид организмов создан с определённой целью: для обитания в определённых условиях, <...> для выполнения определённых функций.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

УСЛОВИЕ, -я, ср.

 

1) Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе - у. успеха.

2) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.

3) Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.

4) мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.

5) мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.

6) обычно мн. Положения, сведения, лежащие в основе чего-л. Условия задачи. Условия теоремы.

 

Под каждой из цифр записаны определение и примеры. Они равнозначны. Нельзя ориентироваться на что-то одно. Определение должно соответствовать слову целиком, а не частично.

ВАЖНО в каждом из предложенных вариантов ответа найти то, что категорически не соответствует предложенному нам контексту.

Из всех вариантов подходит лишь один — это номер 5.

В тексте: “для обитания в определённых условиях”.

В ответе: “Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях”.

 

Ответ: 5

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

начАвший

донЕльзя

откупОрил

красИвее

знАчимый

 

Для успешного выполнения этого задания необходимо выучить слова. И никак иначе. Начинайте как можно раньше.

СОВЕТ: учите по частям речи.

Ответ: ОТКУПОРИЛ

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете.

Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели.

Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения неукоснительной ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины.

ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры.

Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого человека.

 

Одеваем кого-то. Надеваем что-то.

Искусственный. Пароним — искусный (“умелый”).

Исполнительский. Пароним — исполнительный (“старательный”).

Иронический. Пароним — ироничный (“насмешливый, содержащий насмешку”). Слова “иронический” и “ироничный” могут являться синонимами. Однако в словосочетаниях терминологического характера или в тех, где ирония понимается как приём, может использоваться только слово “иронический”.

Безответный. Пароним — безответственный (“не несущий ответственности”).

Ответ: НАДЕТЬ

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

пять ПИХТ

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

ИСПЕЧЁМ пирог

рота СОЛДАТ

 

Это задание требует заучивания большого количества форм слов.

Основные направления:

1) пять пихт — падежи существительных

2) задача более лёгкая — степени сравнения прилагательных

3) более ДВУХ тысяч человек — склонение числительных (в данной ситуации требовалась форма Р.п.“двух”)

4) испечём пирог — формы глагола

5) рота солдат — падежи существительных

Ответ: ДВУХ

Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

2) Картину И.И. Шишкина “Корабельную рощу” считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

4) В журнале “Этнографическое обозрение” Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В. Гоголя.

8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

9) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.

 

А) Находим основы во всех предложениях. В предложении 3 две основы: все видел; кто бывал. Очевидно, что в первом случае подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое — в единственном. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

Б) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “Картину И.И. Шишкина “КорабельнАЯ рощА”... ”.

В) Ошибка в использовании двойного союза НЕ ТОЛЬКО ... , НО И. Двойные союзы должны соединять однородные. В предложенном предложении: “ ...не только опубликовал ... , но и о поверьях... ”.

Г) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В данной ситуации основа: развитие ускорилось. ДО: научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь. Подлежащее “развитие” не может выполнять оба эти действия.

Д) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: появившейся на небе после дождя. Определяемое слово: радугой. В предложении оно стоит внутри ПО. Так быть не может. Оно должно стоять до или после оборота.

Ответ: 32451

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

сд..ржать

изл..гать

тр..пещущий

пан..рамный

г..ристый

 

Излагать. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение — полог.

Сдержать. Проверочное слово — держит. Корень -держ-, а не -дер- (т.е. не является корнем с чередованием).

ТрЕпещущий. Проверяемая гласная. Проверочное слово — трЕпет.

Панорамный — непроверяемая гласная. Запомнить.

Гористый. Проверочное слово — горы. Корень -гор- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“возвышенность”). Корни с чередованием -гар-/-гор будут иметь значения, связанные с понятиями “огонь”, “горение”.

Ответ: ИЗЛАГАТЬ

Задание 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

об..рвал, пр..бабушка

пр..влечь, пр..гласил

о..гладил, на..рывный

пере..здал, об..грать

и..брать, ра..правил

 

Привлечь, пригласил — приставки при- со значением “приближение”.

Оборвал. Приставка обо-. Приставки оба- не существует.

Прабабушка. Приставка пра- вносит значение “первоначальный, древний, исконный”.

Отгладил. Приставка от-. Приставки од- не существует.

Надрывный. Приставка над-. Приставки нат- не существует.

Переиздал. Приставка пере- оканчивается на гласную. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Обыграть. Приставка об- оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.

Избрать. Приставка из-. В начале корня — звонкий согласный звук Б, поэтому в приставке — звонкий согласный звук З.

Расправил. Приставка рас-. В начале корня — глухой согласный звук П, поэтому в приставке — глухой согласный звук С.

Ответ: ПРИВЛЕЧЬПРИГЛАСИЛ ПРИГЛАСИЛПРИВЛЕЧЬ

Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

подпрыг..вать

крестонос..ц

обид..ться

локт..вой

зате..ть

 

В глаголах пишется -ИВА-, если в форме 1 лица настоящего времени (я что делаю?) пишется -ИВАЮ-. Ударение не должно падать на А.

Я подпрыгИВАЮ. (Ударение на Ы, а не на А). ПодпрыгИВАть.

Ответ: ПОДПРЫГИВАТЬ

Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

 

(кресла) верт..тся

люб..щий (поесть)

(снега) присыпл..т

пил..щий (дрова)

(они) расстав..т

 

Кресла вертЯТся. Глагол настоящего времени, 2 спряжения (инфинитив вертЕть - исключение). В форме 3 лица/мн.числа выбираем окончание ЯТ (а не ЮТ).

ЛюбЯЩий поесть. Причастие настоящего времени, образовано от глагола 2 спряжения (любИть). Выбираем суффикс ЯЩ (а не ЮЩ).

Снега присыплЮТ. Глагол будущего времени, 1 спряжения (присыпАть). В форме 3 лица/мн.числа выбираем окончание ЮТ (а не ЯТ).

ПилЯЩий дрова. Причастие настоящего времени, образовано от глагола 2 спряжения (пилИть). Выбираем суффикс ЯЩ (а не ЮЩ).

Они расставЯТ. Глагол будущего времени, 2 спряжения (расставИть). В форме 3 лица/мн.числа выбираем окончание ЯТ (а не ЮТ).

Ответ: ПРИСЫПЛЮТ

Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц.

Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.

Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

 

В первую очередь необходимо определить часть речи.

 

1) Не волновалась рожь. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.

2) Нетерпеливого ожидания. Прилагательное. Заменяем синонимом. Нетерпеливый = скорый. Слитно.

3) Облаков, не скрывающих собою звёзд. Причастие. Есть зависимые слова. Раздельно.

4) Не все. Местоимение (определительное). Местоимения этого разряда всегда пишутся раздельно с НЕ.

5) Не интересуясь. Деепричастие. Употребляется без НЕ. Раздельно.

Ответ: НЕТЕРПЕЛИВОГО

Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.

Корсакову казалось, что авторы критических статей говорят не то, ЧТО(БЫ) им хотелось сказать, и (ПО)ТОМУ пребывают в раздражении.

(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов “Мира искусства” был необычайно широк: “мирискусники” много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.

В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

 

ЗАТЕМ. Отвечает на вопрос “зачем”. Слитно.

ЧТОБЫ. Отвечает на вопрос “зачем”. Слитно.

ЧТО БЫ. Можно убрать или переместить частицу БЫ. Раздельно.

ПОТОМУ. Можно заменить на ПОЭТОМУ. Отвечает на вопрос “почему”. Слитно.

В ОТЛИЧИЕ ОТ. Предлог. Запомнить. Всегда раздельно.

А ТАКЖЕ. Союз. Если перед ТАКЖЕ стоит А, то пишется слитно.

В ТОТ ЖЕ. Не существует варианта слитного написания. Раздельно.

ПОЧЕМУ. Не является местоимением ЧТО с предлогом ПО в дательном падеже. (по чему? по столу; по чему-то и т.д.). Является союзом. Слитно.

А ТАКЖЕ. Если перед ТАКЖЕ стоит А, то пишется слитно.

НА ПРОТЯЖЕНИИ. Предлог. Запомнить. Всегда раздельно.

Ответ: ЗАТЕМЧТОБЫ ЧТОБЫЗАТЕМ

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Славное место эта долина: со всех сторон неприступные горы, красноватые скалы, обвеша(1)ые зелёным плющом и увенча(2)ые купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами; высоко-высоко — золотая бахрома облаков, а внизу — Арагва.

 

В первую очередь необходимо определить часть речи.

 

1) ОбвешаННые плющом. Полное причастие. НН пишется, если выполняется одно из 4-х условий (приставка (кроме приставки НЕ), суффиксы -ОВА-/-ЕВА-, зависимые слова, образовано от глагола совершенного вида). Это причастие образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — обвешать). Также у него есть зависимые слова (обвешанные (чем?) зелёным плющом). НН.

2) УвенчаННые купами чинар. Полное причастие. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — увенчать). Также у него есть зависимые слова (увенчанные (чем?) купами чинар). НН.

3) ИсчерчеННые промоинами. Полное причастие. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — исчертить). Также у него есть зависимые слова (исчерченные (чем?) промоинами). НН.

Ответ: 123

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.

2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.

3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.

 

В первую очередь необходимо обратить внимание на основы, союзы и однородные.

 

1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку, так и необходимость их жизни.

Первая пара однородных: щёгольство и изящество; вторая пара однородных: в одежде и убранстве. Запятые не нужны, т.к. однородные соединены при помощи союза И.

Третья пара однородных: как привычку, так и необходимость. Запятая нужна, т.к. однородные соединены при помощи двойного союза КАК ... , ТАК И. Этот союз требует запятой ВСЕГДА.

2) Энергия не может ни возникнуть из ничего, ни исчезнуть бесследно.

Однородные: ни возникнуть (из ничего), ни исчезнуть (бесследно). Запятая нужна, т.к. однородные соединены при помощи повторяющихся союзов НИ ... , НИ. Если союзы повторяются при однородных, то запятые начинаем ставить после первого однородного и т.д. после каждого, кроме последнего.

3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

Первая пара однородных: ласково и нежно; вторая пара однородных: светило и согревало. Запятые не нужны, т.к. однородные соединены при помощи союза И.

4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

Первая пара однородных: самолюбия и любви; вторая пара однородных: видел и извинял. Запятые не нужны, т.к. однородные соединены при помощи союза И.

5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.

Однородные: дала и сослужила. Запятая не нужна, т.к. однородные соединены при помощи союза И.

Ответ: 12

Задание 16

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) — глагол.

 

Совершая — деепричастие. Совершая свою неспешную работу — ДО. ДО обособляется всегда. Поэтому на месте цифр 1 и 2 должны быть запятые.

Уловимый — причастие. Едва уловимый — ПО. Зависит от существительного ЛЕПЕТ. Едва уловимый ЛЕПЕТ. Главное слово стоит после ПО. В таком случае ПО не обособляется. Поэтому на месте цифр 3 и 4 запятых нет.

Ответ: 12

Задание 17

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Простите (1) верные (2) дубравы!

Прости (3) беспечный мир (4) полей,

И легкокрылые забавы (5)

Столь быстро улетевших дней!

Прости (6) Тригорское (7) где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!)(8)

Я к вашим возвращусь полям...

 

(А.С. Пушкин)

 

Необходимо найти обращения и вводные слова. Обращения и вводные слова всегда обособляются.

 

“Простите, верные дубравы!” Обращение “верные дубравы”. Дубравы (какие?) верные. Зависимое слово входит в состав конструкции вместе с главным. Запятой не разделяем.

“Прости, беспечный мир полей”. Обращение “беспечный мир полей”. Беспечный мир (чего?) полей. Зависимое слово входит в состав конструкции вместе с главным. Запятой не разделяем.

“Прости, Тригорское, где...”. Обращение “Тригорское”. Обособляем.

“Быть может (сладкое мечтанье!), Я к вашим возвращусь полям...”. “Быть может” — вводное. Обособляем. Запятая ставится после вставной конструкции, заключённой в скобки.

Ответ: 13678

Задание 18

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

 

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего — КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“В сокровищнице русского искусства одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину” — первая мысль. Основа — “одно из мест принадлежит”.

“с именем которого связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия” — вторая мысль. Основа — “связана история”.

Две мысли = два предложения. Они идут подряд, и поэтому запятая стоит только на месте цифры 2.

Союзное слово “которого” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 2

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Н.В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

 

Необходимо найти все основы, все союзы. Установить связь между частями предложения.

Четыре основы: Н.В. Гоголь верил, вспыхнут сердца, поэма попала в руки, он ждал.

Три союза: что, и, когда.

На месте цифр 1 и 4 запятые очевидны.

Перед И (на месте цифры 2) запятая нужна, т.к. второе предложение закончилось и далее нигде не продолжится.

Перед КОГДА (на месте цифры 3) запятая нужна, т.к. после третьего предложения нет союзов ТО или НО. Таким образом, союз И соединяет второе и четвёртое предложения, а союз КОГДА относится к третьему предложению.

Ответ: 1234

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

 

Ошибка в данном предложении - плеоназм. Дублируется смысл. Слово “суть‘’’ уже подразумевает значение “главное”. Поэтому использовать прилагательное “главная” нет необходимости.

Ответ: ГЛАВНУЮ

Задание 21

(1)Когда при Берге произносили слово “Родина”, он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, - не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором говорили ему друзья.

— (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, — это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

— (33)Я остаюсь, — сказал Берг резко. — (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: “Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж”.

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

 

\(\qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \ \) (По К.Г. Паустовскому*)

 

* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) В попытках найти стиль своего времени Берг предпочитал пейзажную живопись плакатам и портретам.

2) Чтобы принять участие в выставке, Берг должен был написать пейзаж. Для этого он поехал в гости к Ярцеву в муромские леса.

3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг взял с собой маленькую коробочку с акварельными красками, которыми и был впоследствии написан его первый пейзаж.

4) Отъезд Ярцева Берг расценивал как измену, так как теперь он оставался совсем один далеко от безлюдной станции, в доме лесника, в окружении дикой природы.

5) По возвращении из муромских лесов художник Берг решил представить на выставке свой первый пейзаж.

 

Выполняя это задание, необходимо найти доказательство любого утверждения, касающегося фактов, в тексте. Даже если доказательства находятся в разных частях текста.

Также могут встретиться утверждения, правильность которых нельзя доказать при помощи конкретных предложений из текста, но которые в целом соответствуют авторской задумке. Такие утверждения также можно считать верными.

 

Ответ: 35

Задание 22

(1)Когда при Берге произносили слово “Родина”, он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, - не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором говорили ему друзья.

— (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, — это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

— (33)Я остаюсь, — сказал Берг резко. — (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: “Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж”.

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

 

\(\qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \ \) (По К.Г. Паустовскому*)

 

* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) В предложениях 8—10 представлено повествование.

2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.

4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

5) В предложениях 45—47 содержится повествование.

 

1) Ошибочное. В предложениях 8—10 представлено рассуждение. Нет последовательности событий во времени. Зато есть предположение, что характерно для рассуждения.

2) Верное. Элементы описания: “жаркий и безветренный”, “на берегу глубокого озера с чёрной водой”.

3) Ошибочное. Предложение 22 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 23. А в задании указано наоборот. Типичный пример ошибочного утверждения в задании 22.

4) Верное. После предложения 27 можно поставить слова “а именно”, “почему”. И затем прочитать предложение 28. Второе предложение расшифровывает, объясняет содержание первого.

5) Верное. В предложениях содержится повествование, т.к. перечисляются события, последовательно происходящие во времени.

 

Ответ: 245

Задание 23

(1)Когда при Берге произносили слово “Родина”, он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, - не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором говорили ему друзья.

— (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, — это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

— (33)Я остаюсь, — сказал Берг резко. — (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: “Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж”.

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

 

\(\qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \ \) (По К.Г. Паустовскому*)

 

* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Из предложений 33—44 выпишите слово со значением: “Проникнутый приподнятостью, страстным желанием придать значимость чему-либо, значимостью не обладающему”.

 

Важно определить, на какой ВОПРОС отвечает слово, которое просят найти. Это поможет сузить круг слов, сконцентрироваться на определённых частях речи.

В данном случае слово отвечает на вопрос “какой?”. Ищем прилагательные. В заданиях такого типа слово можно выписывать как в той форме, в которой употреблено в тексте, так и в начальной. ЖЕЛАТЕЛЬНО выписывать слово из текста БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

 

Ответ: ПАФОСНЫЙ ПАФОСНЫМ

Задание 24

(1)Когда при Берге произносили слово “Родина”, он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, - не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором говорили ему друзья.

— (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, — это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

— (33)Я остаюсь, — сказал Берг резко. — (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: “Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж”.

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

 

\(\qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \ \) (По К.Г. Паустовскому*)

 

* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Среди предложений 20—39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

Ищем стоящие рядом предложения, в которых есть однокоренные слова. Выписываем всегда номер второго из предложений, т.к. присоединяется именно оно.

ВАЖНО не перепутать однокоренные слова и формы слова. Однокоренными можно считать разные части речи и слова одной части речи с разными суффиксами и приставками.

Предложение 22 — “журавлиные” (прилагательное). Предложение 23 — “журавли” (существительное). Однокоренные. Выписываем номер 23.

Предложение 28 — “уезжать” (глагол, приставка у-). Предложение 29 — “отъезд” (существительное, приставка от-). Однокоренные. Выписываем номер 29.

 

Ответ: 2329 2923

Задание 25

(1)Когда при Берге произносили слово “Родина”, он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, - не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором говорили ему друзья.

— (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, — это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

— (33)Я остаюсь, — сказал Берг резко. — (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: “Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж”.

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

 

\(\qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \ \) (По К.Г. Паустовскому*)

 

* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

“Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А) \(\underline{\qquad}\) (“тени ветвей дрожали”, “разлилась ... синева” в предложении 37) и (Б) \(\underline{\qquad}\) (“торжественный край” в предложении 24, “необыкновенной осени” в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство — (В) \(\underline{\qquad}\) (предложения 42, 52) и приём — (Г) \(\underline{\qquad}\) (предложения 55—56)”.

 

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) метафора

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) парцелляция

8) ирония

9) ряды однородных членов предложения

 

Существует 4 группы средств выразительности: тропы, приёмы, синтаксические средства и лексические средства. Перед каждой буквой обозначено, к какой группе относится данное средство выразительности.

А — метафора. Троп.

Б — эпитет. Троп. Эпитеты выражены прилагательными, отвечают на вопрос “какой”.

В — ряды однородных членов предложения. Синтаксическое средство. В предложении 42 есть однородные: “всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза”. В предложении 52 также есть однородные: “лесной край, осень, крики журавлей”.

Г — парцелляция. Приём. Подразумевает неуместное разделение одного предложения на несколько (с целью достижения эмоционального эффекта). В данной ситуации от ряда однородных из предложения 55 отрывают один элемент и выносят его в отдельное предложение. “ ... сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. Во сто крат более прекрасной, чем раньше”. Сделала жизнь (какой?) тёплой, весёлой (предложение 55), во сто крат более прекрасной (предложение 56).

 

Ответ: 4197

Задание 26

(1)Когда при Берге произносили слово “Родина”, он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, - не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором говорили ему друзья.

— (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, — это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

— (33)Я остаюсь, — сказал Берг резко. — (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: “Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж”.

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

 

\(\qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \qquad \ \) (По К.Г. Паустовскому*)

 

* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Среди предложений 45—51, 55—56 найдите такое(-ие), которое(-ые) заключает(-ют) в себе наиболее явно выраженную авторскую позицию. Сформулируйте авторскую позицию и проблему.

В большинстве текстов содержится авторская позиция, высказанная прямо.

Если найти такое(-ие) предложение(-я), можно серьёзно упростить себе задачу формулировки проблемы и авторской позиции.

В данном случае это предложения 55—56. Авторскую позицию можно сформулировать, например, так: “Обретение чувства Родины обогащает жизнь человека, наполняет её теплом, светом, истинным смыслом, делает прекрасной”.

Когда авторская позиция сформулирована, проблему определить очень просто. Важно осознавать, что ПРОБЛЕМА–АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ — это ОТВЕТ–ВОПРОС. Затем представьте, что авторская позиция — это ответ, и сформулируйте к нему вопрос. В данном случае проблему можно сформулировать, например, так: “Как влияет обретение чувства Родины на человека?” Если хотите, можно вопрос заменить на утверждение: “Проблема влияния обретения чувства Родины на человека”.

Ответ: Предложения 55—56.